Имена моего города. Георгий Барыкин. «Огонь, батарея!»

80 лет со дня освобождения Беларуси Актуальное Проект "Имена моего города"

К 80-летию освобождения Беларуси наша газета начала новый проект. Мы расскажем о людях, чьими именами названы улицы Червеня.

Памятник Герою Советского Союза Георгию Барыкину на улице, носящей его имя в Червене

Георгий Барыкин родился в Пермской области в России. Он появился на свет ещё до Октябрьской революции, в 1916 году. Его семья жила в деревне Ячменёво Шадринского уезда. Теперь такого населённого пункта нет, со временем Ячменёво вошло в состав другой деревни в Шадринском районе Курганской области.

Таким образом, Жора Барыкин в детстве был обычным деревенским мальчишкой, сыном крестьянина. В школу пошёл уже при советской власти, закончил семь классов. В довоенные времена это называлось «семилетка» и было хорошим образованием, особенно для сельского жителя. После семилетки пошёл работать в колхоз, там его выбрали секретарём комсомольской организации – комсоргом, и ячейка стала одной из лучших в районе.

В 1937 году Георгия призвали в армию. Может показаться, что в 21 год – это, по современным меркам, как-то поздновато, но до 1939-го были другие правила: на службу призывали в 21 год. Георгий призван военкоматом города Шадрино Челябинской области. Он закончил школу младших командиров и стал командиром отделения, затем командиром взвода. Способного парня отправили на курсы младших лейтенантов, а в 1941 году он также закончил курсы усовершенствования командного состава. Именно о таких учебных заведениях для советских парней, связавших судьбу с защитой идеалов СССР, в наше время сняты сериалы, где мы можем увидеть подготовку молодых офицеров, воспитание их моральных качеств, воинской чести, любви к родине.

Когда началась война, Георгию Барыкину было 25 лет. Сегодня это возраст, когда парень, закончив, например, институт, начал работать, общается с друзьями, может быть, встречается с девушкой и планирует серьёзные отношения. Это начало жизни, полное планов, которые только-только начали осуществляться. Младший лейтенант Барыкин в июне 1942-го уже был на фронте.

Он служил в артиллерии, командовал противотанковой батареей. Если вы смотрите фильмы про войну – то не раз видели эти эпизоды: «Батарея, огонь!» 2-й Белорусский, Калининский, 1-й Прибалтийский фронт – каждое воинское формирование, где воевал Барыкин, вело жесточайшую схватку с врагом. Часто историки называют такое «мясорубка» — жестоко, но правда. Что довелось пережить в тех боях их участникам, остаётся только догадываться. Хотя можем ли мы, те, кто морщиться от недовольства, когда запаздывает доставка пиццы, до конца представить себе всё это?.. Я не хочу сказать, что это наша вина. Скорее, это наше счастье. Просто надо помнить, как это счастье нам досталось.

Георгий был не из робких. Командуя «Огонь!», он не мог, не имел права показать слабину тем, кому отдавал команды. Это не пафосные слова, а факт, что за его плечами, за плечами таких же как он молодых ребят была Родина, и отступать было действительно некуда. Девять раз Георгий был ранен и после каждого раза возвращался в строй. В сентябре 1943-го лично подбил штурмовое орудие. Это было во время упорных боёв под Смоленском. 144-й истребительный противотанковый артиллерийский полк 4-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады 39-й армии Калининского фронта наступал. Батарея Барыкина в тех боях уничтожила шесть противотанковых орудий, пять пулемётных точек, много живой силы противника. За мужество и отвагу Барыкина наградили орденом Красной Звезды.

В 1944 году Георгий вступил в коммунистическую партию. К тому времени исключительное мужество, героизм армии и народа и сила оружия Советской Армии переломила ход войны, и гитлеровцев уже, как говорили в воспоминаниях боевые ветераны, «начали гнать». 

2 июня 1944 года передовые части 4-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, в которой воевал Барыкин, заняли город Червень. Наш Червень, с первых дней войны попавший в оккупацию, партизанивший, отправивший многих своих лучших сынов и дочерей на фронт, переживший расстрел еврейского гетто, бомбёжки, голод, страх, Червень с разбомблённой, как и многие другие, улицей Госпитальной, тоже наконец почувствовал: «гитлеровцев гонят!» Видел ли Георгий Барыкин полные надежды и благодарности глаза наших земляков, глядящие вслед двигающимся на Минск частям освободившей их советской армии, успела ли смущённо сунуть ему в руки свой скромный полевой букетик босая девчонка в холщовом платьишке, возможно твоя прабабушка, дорогой читатель – мы не знаем. Строки документов сухи. Они содержат другое: свидетельство, что в это время уже летела из Москвы бумага, приказ Верховного Совета СССР о том, что Георгию Барыкину присвоено звание Героя Советского Союза и он награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Это за тот бой под Смоленском! «…За отражение танковой атаки гитлеровцев в бою под Духовщиной в сентябре 1943 года, нанесённый большой урон частям противника и проявленное при этом личное мужество».

Армия пошла дальше, на Минск, оставив червенцам огромное поле для работы – восстанавливать разрушенное, возобновлять мирную жизнь, создавать семьи, рожать детей, строить дома, пахать землю… И главное — дышать всей грудью без страха, без тоскливого бесконечного ожидания плохого завтра, без спрятанных в опущенных взглядах мыслей: «Да когда ж вы, фашисты проклятые, провалитесь к чёртовой матери!..»

Пошёл на Минск со своей батареей и Барыкин. И летела за ним весть о большой государственной награде. Но получить он её не успел. 4 июля при прорыве оборонительной линии немцев в районе дороги Червень-Смолевичи завязался яростный бой.

Помните эти наши детские игры-войнушки, когда самый смелый мальчик кричит «В рукопашную!» и мы все, красные, мокрые, лохматые рвём друг другу рукава и пуговицы, наслаждаясь боевым адреналином?.. Вот и батарея Георгия пошла в рукопашную. Но только в настоящую, где насмерть дерутся в окопах штыками, ножами, сапёрными лопатками. Георгий был не из робких. И он не мог не вести за собой своих людей. Но гитлеровцам было уже нечего терять – они знали, что им пришёл конец. Поэтому тоже дрались насмерть, как бешеные звери. И капитан Георгий Барыкин погиб. Википедия утверждает, что это произошло около деревни Пекалин. В Обобщённом банке данных «Мемориал» говорится, что возле деревни Ситник. Это утверждали и местные жители, воспоминания которых хранятся к нашем районном краеведческом музее. Видимо, правильнее второй вариант, поэтому Барыкина и похоронили в Червене. Старожилы рассказывали, что поначалу могилы героев – а рядом с Барыкиным были похоронены и другие погибшие, в том числе Алексей Флегонтов, — располагалась прямо в центре города, в парке, где сейчас у нас сквер с фонтаном. Живые из уважения разместили погибших ради них героев в самом посещаемом месте. Так было до 1956 года, когда произошло перезахоронение. На мраморном памятнике – пять имён: Георгий Барыкин, Миньяр Рахматулин, Алексей Флегонтов, Егор Шутов и Иван Щелоков. Сейчас за братской могилой на городском кладбище ухаживают школьники, общественные организации, военкомат, там всегда чисто, покрашено, с весны до осени люди приносят цветы.

Георгий Барыкин. Фото из Википедии

Имя Барыкина носит улица и на его малой родине – в Шадринском районе Курганской области. В Червене именем Барыкина названа бывшая улица Госпитальная. За памятником, установленным на пересечении нынешних Барыкина и Карла Маркса, ухаживают коммунальные службы города, пионеры, ученики второй и четвёртой школ. Во время праздников и Дней памяти сюда несут цветы, венки, здесь стоят в Почётном карауле пионеры и члены БРСМ. Я, как и очень многие из червенцев, возможно и ты, дорогой читатель, живу на этой улице. По-моему, это прекрасная улица. Современная, многонаселённая, со школами, детскими садами, магазинами, разными учреждениями. Выросло и живёт на ней множество хороших людей. Я уверена, что большинство знают, кто такой Барыкин, а узнать побольше поможет и эта газетная публикация. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание земляков – нет, речь не об уважении, не о памяти, с этим, думаю, всё в порядке. Просто помните – ему было 28 лет. Всего лишь. Это не какой-то бородатый дядька, это молодой мужчина в полном расцвете сил. И таких были миллионы – молодых, отдавших жизни за будущее тех, кого они никогда не увидели, потому что сами ушли молодыми. Столько сейчас чьему-то сыну, внуку, папе, или тебе, дорогой читатель. Просто помните.

Наталья КОРОЛЬКЕВИЧ    

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *