«Вот это любовь!» Татьяна Чеховская создаёт на Червенщине уникальный конный клуб

Актуальное Общество

Конюшню с лошадьми Татьяны Чеховской в деревне Куколевка найти оказалось несложно. Дорога будто сама привела к стилизованным указателям.

А вот и сама хозяйка четвероногих красавцев. Лихо останавливается на велосипеде и прямиком в конюшню, из которой большую белую морду высовывает охранница – собака по кличке Ювента.

– Я живу в Червене. Каждое утро приезжаю сюда: на велосипеде, если хорошая погода, на маршрутке, если дождливо, – рассказывает Татьяна. – Летом, когда жарко, приходится вставать и в пять утра, особенно в дни тренировок, чтобы успеть провести их часов в шесть-семь. По приезду на конюшню сразу кормлю лошадей, выпускаю их в леваду, убираю у них… Ну а дальше тренировки.

Во время завтрака лошадей есть повод поговорить об их характере и…вредных привычках.

– Татьяна, почему во время еды лошадь бьёт копытом? – вопрос возникает сам собой после характерного звука.

– Вообще этого быть не должно, – поясняет девушка. – Это вредная привычка, как и чавканье. То, что бьёт копытом, – это наследственное, от отца передалось. Вот сейчас две лошади стучали – это две сестры по отцу, который раньше так же барабанил.

– Почти как у людей…

– Да, у них многое, как у людей, – продолжает Татьяна. – Есть свои страхи, триггеры, рефлексия, предпочтения. Настроение – может быть хорошее или плохое, лень, бодрость. Они радуются, как и люди, солнцу после дождя, после жары – прохладе.

– Тонкая психология, получается…

– Я даже больше скажу: настроение человека лошади чувствуют просто превосходно, различают все интонации. Им не соврёшь. Вот пример. Они гуляют и я иду забирать лошадь. Первый пункт – для работы. Второе – чтобы покормить. И лошадка уже знает, когда для работы, а когда, чтобы её покормить. Если для работы – она уходит от меня, мне ещё приходится её половить. А если я иду, условно, дать ей яблоко или веду её постричь, что-то такое нормальное для неё – она идёт без проблем. Это моё наблюдение. Они даже мимику человека считывают. Лошади чувствуют, если ты боишься. Даже не столько страх человека чувствуют, сколько неуверенность.  У этих животных иерархия, есть лидер. Когда ты верхом на лошади и не уверен, лошадь это считывает и принимает это, как, значит, я лидер, значит, я главная. И дальше, следуя своей лошадиной логике, она действует – допустим: «туда не пойду, потому что я думаю, что там опасно». Развернулась – и человек такой: «ой, она дурная, понесла меня куда-то обратно». Но она, исходя из того, что она лидер, приняла такое решение. То есть у лошадей в принципе нет такого, что они делают что-то назло. У них максимально простая психология. Чтобы было что поесть, где погулять, чтобы было безопасно.

Татьяна Чеховская лошадей знает очень хорошо. С детства прониклась к ним каким-то особым теплом и симпатией.

– Помните самую первую лошадь, с которой и началось Ваше общение с этими благородными животными? Ну, как первая любовь, что ли

– Это была лошадь по кличке Раница. Я приезжала к бабушке в деревню, а там жила такая тётя Рая. Тётя Рая собирала молоко на лошади, грузила в бидонах на телегу. И я каждый раз ждала, когда она проедет мимо, чтобы полюбоваться Раницей. Потом я стала наглее. На телеге сзади труба такая торчала. Я сначала попросила прокатиться на трубе. Так и каталась каждый день, сначала – до поворота, потом – до следующего, потом дальше и дальше. И в конце концов –  «Можно ли к Вам в телегу пересесть», а потом – «Можно ли с Вами ездить молоко собирать», потом она дала мне управлять лошадью, я уже выучила, у какого дома останавливаться, а она просто записывала. И я помню, бабушка ругалась, что я с утра не завтракаю. А я ждала шести утра, когда увижусь с Раницей. Вставала в 4-5 утра, типа в туалет – и на другой конец деревни – а там километров 5-7, наверное, было – и я там на лавочке сидела, ждала. Мне тогда было лет восемь…

А в 12 Татьяна записалась в секцию конного спорта. Успешно участвовала в соревнованиях по конкуру. 

– Татьяна, у Вас было много учебных лошадей?

– О да. Причём всех до одной я помню, их клички и характер.

– А были, скажем так, собственные лошади?

– Да, сама покупала себе лошадь на содержание, а одну мне папа подарил.

– Здорово! Папа знает, что хочет дочь…

–  Вообще это было очень неожиданно! Я сделала перерыв в конном спорте на полгода и в это время поняла, как тяжело мне без лошадей. Вспоминала, порой плакала… Со временем, правда, спортивные амбиции поутихли, а вот любовь к лошадям не то, что не уменьшилась, а будто наоборот – с каждым днём становилась всё сильнее. Как-то с папой ехали в машине и я возьми да и ляпни: «Пап, подари лошадь…» Уже через неделю я ехала выбрать коня.

Татьяна сама из Бреста. Но так сложилось, что любовь к лошадям привела её в Гродно. Там четыре года существовал её конный клуб. Когда с арендодателем стало не по пути, Татьяна занялась поиском того места, где может продолжить любимое дело. Так осенью прошлого года она и переехала на Червенщину. Вместе с лошадьми – а их у Татьяны семь, – кошкой Асей и Ювентой – той самой, что встречала нас на конюшне. Обосноваться помогли друзья и волонтёры.

– Сейчас конюшню я арендую, но хочу здесь – в Куколевке – построиться с нуля, – делится Татьяна Чеховская. – Продолжу обучать всех желающих верховой езде. Есть мечта – построить каркасные домики, чтобы люди могли с ночёвкой здесь оставаться. Уже есть идеи различных квестов и конных маршрутов. Осталось это всё реализовать.

С такой любовью к лошадям, как у Татьяны, нет сомнений, что всё получится. Ну а у нас будет ещё один повод приехать, чтобы вновь насладиться общением с невероятно целеустремлённой и сильной во всех смыслах девушкой и, конечно же, общением с её прекрасными лошадьми, в чьей развевающейся по ветру гриве – свобода, а в глазах – бесконечная глубина и… небо.

Виктория КАХРАМАН. Фото автора и из личного архива Татьяны Чеховской



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *